Одно время я писал отзывы о спортивном питании на специализированном сайте отзывов (ссылка на мой профиль там, в разделе "о блоге"), но теперь новое на эту тему буду публиковать здесь. Чтобы наполнить блог размещу и кое-что старое из уже опубликованного на сайте отзывов.
Этот блог будет в более традиционном формате, чем мой первый и основной (ссылка на него под ярлыками справа) – свежие публикации вверху главной страницы, а сгруппировать их все по темам, можно кликнув на соответствующий ярлык. Несколько статей разместил в горизонтальном меню.
В этом блоге буду писать под псевдонимом, который изначально взял для отзывов (Добрый Аллигатор).

Похождения бравого солдата Швейка, Ярослав Гашек. Отзыв и афоризмы в политическом контексте. Моё мнение о происходящем

Признаком мировой классической литературы является применимость и справедливость написанного в любые времена. То же в отношении афоризмов великих людей.

Читал книгу "Мысли и афоризмы великих людей" (сост. В.И. Кочергин) и вспомнилась эта книга и мой старый отзыв на неё (ссылки на другие можно найти в разделе "Старое на IR") в свете происходящих событий в Украине. И увидел немало применимого к ситуации или как мне кажется применимого - вот уж действительно, всё было и всё сказано. Приведу некоторые афоризмы и цитаты, и републикую отзыв (в т.ч. будут и афоризмы, компрометирующие такой способ выражать и подкреплять своё мнение - ну что же, по-другому я не решаюсь и не вижу за собой права и авторитета). Это будет своего рода моё мнение, так как молчать, не чувствуя себя скотиной, становится всё сложнее, учитывая, что мой взгляд на происходящее кардинально отличается от такового большинства российского населения (если верить официальной статистике).

До этого момента избегал однозначно высказываться о том, чего не понимаю и мало знаю о предмете вопроса - я аполитичен уже давно. Тем не менее, если заткнуть уши для любой пропаганды, попытка логического осмысления немногочисленных известных мне фактов приводит к неутешительным выводам и оставляет без ответов много вопросов. Поэтому после всё же обозначу несколько пунктов своих ощущений от происходящего (с учётом и того, что официальной пропагандой было предоставлено несколько обоснований начала военных действий - видимо, на любой вкус, но на особо бредовые я не буду реагировать, конечно), больше для себя, но сначала заявленные афоризмы и отзыв.


Достаточно заткнуть себе уши в зале, где танцуют, чтобы вообразить себя в доме умалишённых.

Анри Амиель


В конце концов, что такое ложь? - Замаскированная правда.

Байрон


Самая опасная ложь - слегка извращённая истина.

Георг Лихтенберг


Заблуждения, заключающие в себе некоторую долю правды, самые опасные.

Адам Смит


Труднее всего обстоит дело с правдой, когда все может оказаться правдой.

Станислав Лец


Каждый прав по-своему.

Наполеон I Бонапарт


Есть две одинаково удобные позиции: либо верить во всё, либо во всём сомневаться; то и другое избавляет от необходимости думать.

Жюль Анри Пуанкаре


Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво - и в полном соответствии с его взглядами.

Гилберт Кит Честертон


Чем меньше люди знают, тем меньше сомневаются.

Симон де Биньикур


Мышление является страданием.

Аристотель


Люди малообразованные бывают часто дерзки и упорны в мыслях. Это оттого, что они не знают, какими разными путями может работать мысль.

Лев Толстой


Большая часть людей слишком ленивы для того, чтобы докапываться до истины; они довольствуются первым же попавшимся им авторитетным мнением.

Фукидид


Политика - это дурачество, ведущее к тяжёлым последствиям.

Вильгельм Швебель


Политика - искусство создавать факты, шутя подчинять себе события и людей.

Пьер Бомарше


Те, кто достаточно умён, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих.

Платон


Цель власти – власть.

Джордж Оруэлл


Уничтожь деньги и уничтожишь войны.

Марк Квинтилиан


Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов.

В.И. Ленин


Те, кто не чувствуют мрака, никогда не будут искать света.

Генри Бокль


Все помогают рыть глубокую яму, конечно, для того, чтобы все могли в ней поместиться.

Оноре де Бальзак


Одно из величайших заблуждений - это думать, что все чувствуют, видят и мыслят точно так же, как и мы.

Пьер Буаст


Ответственность перед историей освобождает от ответственности перед людьми. В этом ее удобство.

Альбер Камю


Подлинно справедлив тот, кто чувствует себя наполовину виновным в чужих поступках.

Халиль Джебран


Война будет повторяться до тех пор, пока вопрос о ней будет решаться не теми, кто умирает на полях сражений.

Анри Барбюс


Солдаты - цифры, которыми разрешаются политические задачи.

Наполеон I Бонапарт


Война - способ развязывания зубами политического узла, который не поддаётся языку.

Амброз Бирс


Истребляя друг друга на войнах, мы, как пауки в банке, ни к чему иному не можем прийти, как только к уничтожению друг друга.

Лев Толстой


Война является отрицанием истины и гуманности. Дело не только в убийстве людей, ибо человек должен, так или иначе, умереть, а в сознательном и упорном распространении ненависти и лжи, которые мало-помалу прививаются людям.

Джавахарлал Неру


К войне, как к крайнему средству, прибегают лишь государства-банкроты. Война - последний козырь проигравшего и отчаявшегося игрока, отвратительная спекуляция мошенников и аферистов.

Ромен Роллан


Нет вражды страшнее, чем та, которая возникает, когда сходное борется со сходным, побуждаемое одинаковыми стремлениями и одинаковой силой.

Стефан Цвейг


Самое опасное в войне - это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее.

В.И. Ленин


Вернее побеждает тот, кто побеждает без кровопролития.

Кальдерон де ла Барка


Одержать сто побед в ста битвах - это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения - вот вершина.

Сюнь-Цзы


Всякая насильственная мера чревата новым злом.

Фрэнсис Бэкон


Нелепо стать преступным из ненависти к преступлению.

Публий Сир


Три пути ведут к знанию: путь размышления – это самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький.

Конфуций


Когда необходимо сделать выбор, а вы его не делаете, - это тоже выбор.

Уильям Джеймс


Добро и зло асимметричны друг по отношению к другу. Добро не ссылается на зло в подтверждение своей правоты, а зло всегда выдает за своё оправдание то или иное добро.

Станислав Лем


Не поступай как те, которые, не умея назвать вещь своим собственным именем, идут по пути околичностей через многие смутные длинноты.

Леонардо да Винчи


Моя вера - это вера в то, что счастье человечеству даёт прогресс науки.

И.П. Павлов


Там, где философ не уверен, – он нравственно обязан сказать самому себе и другим: я не знаю, я сомневаюсь, я надеюсь, – больше ничего.

Жан Мари Гюйо


Россия - самая не шовинистическая страна в мире. Национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-то неметчины. Немцы, англичане, французы - шовинисты и националисты в массе, они полны национальной самоуверенности и самодовольства. Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже - увы! - чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русификации. Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других. В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам. 

... Россия может попасть в плен ложного национализма и истинно немецкого шовинизма. Она может плениться идеалами мирового господства не русского по духу, чуждого славянской расе. ...

Национален в России именно ее сверхнационализм, ее свобода от национализма; в этом самобытна Россия и не похожа ни на одну страну мира. [...] Таков один тезис о России, который с правом можно было высказать. Но есть и антитезис, который не менее обоснован. Россия - самая националистическая страна в мире, страна невиданных эксцессов национализма, угнетения подвластных национальностей русификацией, страна национального бахвальства, страна, в которой все национализировано вплоть до вселенской церкви Христовой, страна, почитающая себя единственной призванной и отвергающая всю Европу, как гниль и исчадие дьявола, обреченное на гибель. Обратной стороной русского смирения является необычайное русское самомнение. Самый смиренный и есть самый великий, самый могущественный, единственный призванный. «Русское» и есть праведное, доброе, истинное, божественное. Россия - «святая Русь». Россия грешна, но и в грехе своем она остается святой страной - страной святых, живущих идеалами святости. ...

Россия - самая государственная и самая бюрократическая страна в мире; все в России превращается в орудие политики. Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира. Силы народа, о котором не без основания думают, что он устремлен к внутренней духовной жизни, отдаются колоссу государственности, превращающему все в свое орудие. Интересы созидания, поддержания и охранения огромного государства занимают совершенно исключительное и подавляющее место в русской истории. Почти не оставалось сил у русского народа для свободной творческой жизни, вся кровь шла на укрепление и защиту государства. Классы и сословия слабо были развиты и не играли той роли, какую играли в истории западных стран. Личность была придавлена огромными размерами государства, предъявлявшего непосильные требования. Бюрократия развилась до размеров чудовищных. [...] И она превратилась в самодовлеющее отвлеченное начало; она живет своей собственной жизнью, по своему закону, не хочет быть подчиненной функцией народной жизни. ...

Россия не играла еще определяющей роли в мировой жизни, она не вошла еще по-настоящему в жизнь европейского человечества. Великая Россия все еще оставалась уединенной провинцией в жизни мировой и европейской, ее духовная жизнь была обособлена и замкнута. России все еще не знает мир, искаженно воспринимает ее образ и ложно и поверхностно о нем судит. Россия не может определять себя, как Восток, и противополагать себя Западу. Россия должна сознавать себя и Западом, Востоко-Западом, соединителем двух миров, а не разделителем.

Русская народная жизнь с ее мистическими сектами, и русская литература, и русская мысль, и жуткая судьба русских писателей, и судьба русской интеллигенции, оторвавшейся от почвы и в то же время столь характерно национальной, все, все дает нам право утверждать тот тезис, что Россия - страна бесконечной свободы и духовных далей, страна странников, скитальцев и искателей, страна мятежная и жуткая в своей стихийности, в своем народном дионисизме, не желающем знать формы. А вот и антитезис. Россия - страна неслыханного сервилизма и жуткой покорности, страна, лишенная сознания прав личности и не защищающая достоинства личности, страна инертного консерватизма, порабощения религиозной жизни государством, страна крепкого быта и тяжелой плоти. Россия - страна купцов, погруженных в тяжелую плоть, стяжателей, консервативных до неподвижности, страна чиновников, никогда не переступающих пределов замкнутого и мертвого бюрократического царства, страна крестьян, ничего не желающих, кроме земли, и принимающих христианство совершенно внешне и корыстно, страна духовенства, погруженного в материальный быт, страна обрядоверия, страна интеллигентщины, инертной и консервативной в своей мысли, зараженной самыми поверхностными материалистическими идеями.

Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, то есть совмещение противоположностей. Им можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени способен внушить к себе сильную любовь и сильную ненависть.

Н.А. Бердяев


Никогда ничего не замышляйте против России, потому что на каждую вашу хитрость она ответит своей непредсказуемой глупостью.

Бисмарк


У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!

Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать.

Салтыков-Щедрин


Религии [...] выродились. Вместо пользы, стали приносить вред. Служители культов извратили Великие Истины, преподанные Основателями религий. Через три столетия после ухода Будды Учение наполнилось религиозными спорами. Не прошло века, как христианство проявило крайнюю нетерпимость. Последнее возглашение Магомета началось с фанатизма. Религиозные споры уничтожили смысл учений. И жрецы, и брамины, и священнослужители - все искажали космическое назначение. Суеверные последователи, вместо устремления к Общему Благу, стали ограждать Заветы отрицаниями. Получилась губительная формула: «наша вера лучшая», или «мы верные, они же все неверные». Отсюда один шаг до крестовых походов, до инквизиции и до кровавых морей во имя Тех, Кто осуждал убийства. И люди отошли от извращенных религий. Ринулись в безбожие. Прониклись так называемым «научным мировоззрением», Но и молодая наука того времени не научила как жить. Не охранила от братоубийственных войн и не уничтожила человеконенавистничества. Материальная наука стала отрицать все грубым глазом невидимое. Невежды стали утверждать оскорбительное суждение обо всем, что им недоступно. Наука позволила себе тупо ограничивать и отвечать о том, чего не знает. Так ложная наука препятствовала познанию Мироздания.

Н.К. Рерих


У кого чаще всех Господь на языке, у того чёрт на сердце.

Фонвизин


А вдруг «Не убий!» - текст, записанный с ошибкой или плохо расслышанный?

А мышление - это социальная функция или функция мозга?

Ближе всего друг к другу - противники на передней линии фронта.

Бывает, что и человек делится на зоны оккупации различных сил.

Бывают времена, когда сатире приходится восстанавливать то, что разрушил пафос.

Был верным знаменосцем. Держа древко, не позволял себя отвлечь ничем - даже заменой флага.

В борьбе идей погибают люди.

В опасные времена не уходи в себя: там тебя легче всего найдут.

Во сне мне привиделась действительность. С каким облегчением я пробудился.

Восклицательный знак, который раскис и сник, становится вопросительным.

Временами ложь так тесно прилегает к правде, что жить в такой щелочке трудно.

Всегда побаиваются тех, кто жаждет властвовать над душами. Что они делают с телами?

Всегда ставит вопрос с ног на голову - к сожалению, на свою.

Вы спрашиваете, как долго вызревали мои мысли. Всего шесть тысяч лет.

Выход чаще всего там, где был вход.

Где кладези мудрости? Обычно там, где ее похоронили.

Главную роль в этой пьесе играет политика. И проваливает ее.

Глупость не освобождает от мышления.

Даже когда все рты закрыты, вопрос остается открытым.

Делить людей можно по-разному, это известно. Скажем, на людей и нелюдей. Палач же удивился: «А я делю их на головы и туловища».

Достаточно предаться иллюзиям, чтобы испытать реальные последствия этого занятия.

Если бы зверь убивал умышленно, это было бы по-человечески.

Если выжать сухой факт, из него порой сочатся слезы или кровь.

Есть дальтоники, не различающие цвета, но зато подмечающие все оттенки.

Жаждешь крови? Значит, ты - клоп.

Жизнь человека иногда заканчивается чужой смертью.

Задолго до того, как подумали об искусственном создании человека, его уже умели устранять с помощью искусственной смерти.

Заметили - крышка гроба со стороны его обитателя обходится без украшений?

Заселить мир легко. Заставить его обезлюдеть тоже. Так в чем же трудность?

Знамя он вздымал высоко - не хотел его видеть.

И ненужные люди, оказывается, постоянно нужны.

И чтобы начать сомневаться, нужно принять решение.

Из раны, неумело нанесенной деспоту, льется море чужой крови.

Инструменты и орудия человек создавал постепенно, но искони человек был инструментом и орудием человека.

Когда доводы шатки, позиция человека нередко становится жесткой.

Любовь к отчизне не знает границ - соседей.

Людям, как я заметил, нравятся такие мысли, которые не заставляют думать.

Меткий выстрел: не попасть в человека.

Мудрости на свете должно быть предостаточно, ведь ею мало кто пользуется.

Народ может быть единодушен, но беда, если у него только одна голова.

Не забывайте, что тылы обычно считают себя фронтами.

Не поворачиваться спиной к действительности? А разве действительность не окружает нас со всех сторон? Ох!!

Не руби сук, на котором сидишь, разве что тебе грозит опасность быть на нем повешенным.

Некоторые не отличают онанизма от «верности самому себе».

Некоторым мыслям я предоставил право убежища в своей голове - не смог их выдворить.

Несгибаемая позиция иногда - результат паралича.

Новое в геометрии - генеральная линия не состоит из бесчисленного множества точек зрения.

Ну и льстецы эти сатирики! Они позволяют себе высмеивать такие добродетели народа, которых у того нет.

О, если бы какое либо божество сказало: «Верьте мне!», а не «Верьте в меня!»

Общечеловеческие ценности - те, которых не провезешь контрабандой из одной страны в другую.

Он был совестью своего времени, которое ее не имело.

Отсутствие иллюзий помещать в расход или в приход?

Отсутствующие всегда неправы, зато уцелеть им легче.

Переливание крови нередко совершается из кармана в карман.

Перестает ли сюрреализм быть собой, если он воплотился в действительность?

Побаиваюсь ангелов - они так добры, что согласятся быть демонами.

Подумай прежде, чем подумать!

Политики, советуйтесь с медиками: что еще смогут переварить граждане.

Полудурки не любят полутонов.

Пословицы противоречат одна другой. В этом, собственно, и заключается народная мудрость.

Прекрасная ложь? Да это уже творчество!

Приближаясь к правде, мы иногда удаляемся от действительности.

Продавал себя обеим сторонам. «Для душевного равновесия», - пояснял он.

Против некоторых людей следовало бы возбудить процесс мышления.

Путь к добродетели небезопасен, ведь здесь действует двустороннее движение.

Раньше люди были ближе друг к другу. По необходимости: еще не создали оружия дальнего боя.

Распускают слухи, будто меня интересует моральная сторона политики. Боже упаси! Да что я - мистик?

С географических карт исчезли белые пятна. Выступили кровавые.

Там, где все поют в унисон, слова не имеют никакого значения.

Сходят с ума лишь те, у кого есть с чего сходить.

Того, кто сбился с пути, ведущего в ад, не испугает предостережение: «Эта дорога никуда не ведет!»

Тот, от кого дурно пахнет, любит, чтобы ему кадили.

Труднее всего обстоит дело с правдой, когда все может оказаться правдой.

Трудно возникнуть мирам, в начале которых - Слова, Слова, Слова.

Хлеба и зрелищ! Причем хлеб должен быть все белее, а зрелища все кровавее.

Я провозглашаю столь старые истины, что человечество их уже не помнит.

Попробуй сказать что-нибудь, не обращаясь к фольклору, пословицам, крылатым словам, не затронув - хотя бы общеизвестной - литературы. Как же трудно, согласись, быть неучем!

Станислав Лец


Повторять чужие слова не значит еще понять их смысл.

Джалаледдин Руми


Почти каждому мудрому изречению соответствует противоположное по смыслу - и при этом не менее мудрое.

Джордж Сантаяна


Старый отзыв

Сзади на обложке есть краткое описание произведения, и там присутствуют такие слова, характеризующие главного героя: "Йозеф Швейк, скромный герой, по какой-то непонятной причине не стремящийся стать пушечным мясом, - вечно живой антипод «неизвестного солдата»".

После прочтения книги позволю себе не вполне согласиться с такой характеристикой главного героя, что и сподвигло меня написать этот отзыв. Это, конечно, только моё мнение, но попытаюсь обосновать, изложив своё видиние главного героя.

Итак, главный герой – Йозеф Швейк, вовсе не хитрец себе на уме, но и вовсе не глупец – он начитан, ироничен, по-житейски сообразителен и к тому же самостоятельно выучил немецкий язык. Другое дело, что он не всегда способен воспринимать адекватно не столько окружающую реальность, сколько идиотизм творящийся вокруг него – поэтому его и уволили с военной службы ещё в мирное время с формулировкой «идиот». Поистине достойно восхищения то ангельское терпение и смирение, с которым он переносит все злоключения, обрушивающиеся на его голову по причине господствующих вокруг глупости и хаоса.

Да, по-житейски он хитроватый (мошенник, в общем, но довольно безобидный – торговал собаками, выдавая беспородных за чистокровных), но не лишён искренних сентиментальных порывов патриотизма и самоотверженности. Его честность и бескорыстность в исполнении своих служебных обязанностей не может не восхищать, и это при том, что его отношение и к войне, и к австрийской монархии очевидны из разговоров и рассуждений с такими же солдатами, как он. Т.е. помимо всего, это до крайности принципиальный человек, не способный по своим внутренним убеждениям ни на какую подлость или предательство.

Зачастую попадая в ситуации неизбежно ведущие к его гибели, он спасался скорее чудом, а вовсе не своей хитростью и изворотливостью. Причём за всё повествование на его солдатскую долю так и не выпало участие в реальных боевых действиях – опять-таки не благодаря его хитрости и нежеланию стать «пушечным мясом», а просто автор произведения не отпустил на его долю таких испытаний – приключений Швейку хватило и без этого.

В предисловии автор пишет, что искренне любит созданного им персонажа, и мне кажется, что невозможно не проникнуться симпатией к Швейку, читая эту книгу. Думаю, автор создавал вовсе не комичного глупца – скорее наоборот – хотел показать настоящую глупость тех, кто считал глупым Швейка. Несмотря ни на какие проступки Швейка, негодование вызывает кто угодно, только не он – он всегда искренне старается, в меру своего разумения, причём зачастую не ради себя, а ради других. Совершенно невозможно «навешивать» на него ярлыки типа «хитрец себе на уме» или «тупой как пробка», т.е. личность Швейк весьма сложная и противоречивая – весьма нетипичный комический персонаж, я так до конца и не понял, что он из себя представляет (а понимал ли автор абсолютно точно, какого персонажа он создаёт, наделяя его противоречивыми качествами?). Некоторые действия и поступки Швейка действительно не поддаются логике и здравому смыслу, и могут быть отнесены на счёт его глупости, но последующие действия и поступки полностью опровергают эту возможность.

В произведении сквозь призму юмора и приключений главного героя показана бессмысленность и жестокость Первой мировой войны, реальность Австро-Венгерской империи на её закате: бардак, коррупция и воровство, пофигизм, бюрократия и крючкотворство пронизывают её на всех уровнях военной и мирной жизни. Высмеиваются и обнажаются глупость и пороки свойственные человеческой природе. А также красной нитью через повествование проходят глобальные мировоззренческие мысли автора о мировой политике, государственном устройстве и Первой мировой войне, типа вот этого отрывка:

… Во всей Европе люди, будто скот, шли на бойню, куда их рядом с мясниками – императорами, королями, президентами и другими владыками и полководцами – гнали священнослужители всех вероисповеданий, благословляя их и принуждая к ложной присяге …

Так что это произведение никак нельзя отнести к чисто развлекательным, в то же время читается легко и «запоем», а юмор – великолепен. Приходишь в замешательство только, когда повествование неожиданно обрывается без какого либо логического конца и развязки. Оказывается, издание приведено в оригинале – только текст автора, который скончался в период написания этого произведения, так и не закончив его. Как написано в послесловии, печатались и варианты законченные другим писателем – другом автора, но у меня современное издание только с оригинальным текстом. Несмотря на это, уверен, что ещё не раз буду перечитывать эту замечательную книжку.


МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ И ВЫВОДЫ

1. Однозначно могу сказать, что мне одинаково чужда и западная пропаганда, и российская, - в том что до меня доносится, без моего на то желания, я вижу много алогичного и просто вранья (что становится очевидным как по мере развития событий, так и из-за нестыковок фактов по причине небрежности журналистов, политиков и пропагандистов). При этом допускаю, что причиной войны стала реально политическая жопа, из которой не было иного выхода (на эту тему были и афоризмы выше), однако не могу не отметить, что в 21-м веке и в контексте европейской цивилизации такой способ решения политических проблем выглядит безумием.

2. Само по себе объявление войны (подмена слова более длинным - "спецоперация", ничего не меняет) соседнему государству с легитимным правительством и начало полномасштабного вторжения... в современности звучит дико. Но 8 лет назад, когда были госпереворот и гражданская война в Украине, я поддерживал действия российского правительства, официальные и неофициальные, - до тех пор, пока оно поддерживало несогласных с госпереворотом украинцев. Но когда оно развернулось на 180 градусов и уже помогло пришедшей к власти вследствие переворота политической элите в Украине, откровенно тогда фашистской, официально признав её и остановив украинцев, готовых почти самостоятельно смести её, моему удивлению не было предела. Тогда я не видел в этом логики, которая является моей религией, и тем более не вижу сейчас - в свете нынешних событий. Зачем было допускать тотальную фашизацию Украины (если верить официальной пропаганде сейчас, которую я не смотрю, но со слов её фанатов "там все фашисты и их надо убивать" представляю), когда было много самих украинцев, готовых бороться с ней? Чтобы сейчас был повод объявить и начать войну самим? Да, слышал мнение, что если бы тогда не остановить гражданскую войну в Украине, это с большей вероятностью привело бы к 3-й мировой войне, чем сейчас (США тогда, конечно, не расстались бы так просто со своим украинским проектом). Может быть. Тезис же о том, что первично было (как я думал, из моральных соображений) остановить кровопролитие тогда в Украине - полностью дискредитирован, да что там - уничтожен, нынешними действиями российского правительства, ещё большим кровопролитием.

3. Помимо одностороннего начала войны, как её не назови, на чужой территории, ещё общеизвестным фактом на данный момент являются десятки тысяч трупов русских и украинцев. В моём представлении - это неприемлемо ни под каким политическим соусом. Официальные заявления, что боевые действия не ведутся против мирных граждан не выдерживают логики и по сути опровергаются российскими же военными корреспондентами (вышеупомянутая небрежность пропагандистов) - исходя из самого определения ВСУ и учитывая, что в Украине с самого начала действует всеобщая мобилизация, как я понимаю, мобилизованные и призывники и есть вчерашние мирные граждане, обычные украинцы - не обязательно фашисты и бандеровцы, да даже если у них и засраны мозги, но до этого они никого не убивали и ни о чём таком не помышляли. Воевать с регулярной армией полноценного государства с легитимным правительством и при этом не воевать с мирными гражданами - не более чем игра слов. И ещё о нестыковках и цинизме - после вышеразобранного заявления, официальное заявление о том, что Запад, "к сожалению", готов воевать с Россией до последнего украинца (ещё когда дела на фронте шли получше, чем сейчас). Без комментариев. Что касается радости мирного населения на "освобождённых" территориях, конечно, не исключаю, что есть некоторый процент русскоязычных украинцев, которые настрадались в Украине после развала СССР, и рады теперь российским войскам, но они могли бы уже давно жить в более-менее нормальной Украине (или не жить, как и все, - если бы случилась третья мировая - по-любому конец всем страданиям всего человечества), свободной от фашизма и бандеровщины, если бы не алогичность действий российского правительства 8 лет назад.

4. Что касается нынешних исторических притязаний России, точнее - её правительства, на территорию Украины, перед началом войны. Безусловно, Крым - это Россия, просто Хрущёву в своё время и в страшном сне не мог присниться тот мир, в котором мы живём. А Донбасс имеет право на самоопределение, равно как имел право очистить всю Украину от западных ставленников и националистов во время гражданской войны в Украине, как её часть, несогласная с госпереворотом. И то, что его мариновали 8 лет под обстрелами, а сейчас как милость и признали, и сразу присоединили к России, когда она сама пошла войной на Украину... (во время гражданской войны в Украине вопрос о вхождении непризнанных тогда республик в состав России они, насколько я знаю, даже не ставили) выглядит как-то не очень (а именно, что Донбасс изначально был разменной монетой в большой игре российского правительства). Что же касается всех остальных исторических отсылок - к Российской Империи, на мой взгляд, они сомнительны. Вспомнили царя Гороха (да не обидится на меня Николай II и все его предшественники). Существует геополитическая реальность, хоть ты тресни (а если нужно место - снесли бы памятник Ельцину и посвящённый ему музей, вот и освободилось бы место, Горбачёва же отпинали по-полной, хотя как их можно разделять - одного пинать, а другому памятники ставить...), а русский национализм, к тому же почему-то под флагами с латинскими буквами Z и V, мне чужд, тем более на монархически-империалистической основе. Единственное, что для меня является ценностью в истории России за всю её историю - это СССР, со всей его великой утопичностью и противоестественностью человеческой природе, вследствие чего мы все, советские, и спустили его в унитаз при первой возможности. Более того, считаю Советский Союз ценностью не только российской, но и мировой, - великим явлением и экспериментом, тем, что Россия дала миру, и от чего этот мир стал лучше (изменился под влиянием), одним из самых весомых её вкладов в человеческую цивилизацию. Для его воссоздания сейчас в России нет никаких идейных и моральных оснований и предпосылок, и тем более неуместно теперь вспоминать царей, надувать щёки и налаживать адскую промышленность - массовое производство трупов (это я так метафорически определил войну, полномасштабные боевые действия). Да, и кстати, пропаганда не гнушается ничем - параллели между Великой Отечественной войной, в которой ценой страшных потерь победил единый и неделимый советский народ, и нынешней войной России, на мой взгляд - кощунство. Скорее это братоубийственная война, учитывая всё вышесказанное (массово убивают друг друга не политики и идеологи, а русские и украинцы).

5. Что касается обеспечения геополитической безопасности России, ничего не понимая в геополитике, да даже и в географии, я почему-то уверен, что военным путём проблему не решить априори, скорее можно только усугубить даже при военном успехе (что, как уже очевидно, не факт - по этому поводу был и афоризм выше), учитывая, что мы граничим не с одной только Украиной, и происходящее скорее не предостережёт такие же "Украины", а толкнёт на ещё более радикальные шаги против безопасности России, чем позволила себе Украина, что собственно уже и началось, как я могу судить по некоторым обрывкам новостей, доносившимся до меня за последние месяцы. И тогда остаётся признать тотальную победу Запада, который переиграл Россию во всём, толкнув на отчаянные меры, ведущие только в тупик. Поэтому оголтелый энтузиазм некоторых российских пропагандистов напоминает мне скакание украинцев на своём Майдане с выкриками что-то в адрес москалей, не понимая, что скачут прямиком в ад (действительно мы братские народы - по сути одинаковы).

6. Реально стало невозможно абстрагироваться от пропаганды и созданной ей атмосферы, что и стало причиной всех вышеизложенных рассуждений и умозаключений. Буквы Z смотрят на тебя чуть ли не с каждого фонарного столба - не знаю что это, директива из центра или перебор чиновничества на местах, ничуть не изменившегося со времён Чехова и Салтыкова-Щедрина. При этом, возможно, я всё неправильно понимаю, неадекватно критическое у меня мышление, и вообще я идиот и псих. Не суть. Вообще ничего не утверждаю, а просто пытаюсь думать, но и свои мысли не обменяю ни на какую "готовую правду" - пропаганду, отрыжку Соловьёва, Скабеевой и иже с ними (с самого начала войны говорил, что их бы всех в эшелоны и на передовую - конечно, не все из них способны воевать, но по-разному же можно использовать...). Добавлю ещё, что эти поверхностные размышления - сомнения меня устраивают покуда не мобилизовали идти убивать таких же мобилизованных, как я, но с украинским паспортом. Что будет дальше и что думать - не знаю. Надеюсь только, что российское правительство (говоря "российское правительство", я подразумевал и подразумеваю, конечно, Путин, но чтобы часто не писать эту фамилию - она стала меня пугать последнее время) действует, вне норм морали, исходя из ответственности перед историей и будущими поколениями, а не вследствие коллективного безумия.

02.10.2022

ДОПОЛНЕНО 15.10.2022

Ещё запишу свои размышления. Как очевидно из предыдущих, я ни разу не на стороне украинского правительства, и не на стороне российского, - я против войны, которую, как ни крути, начало российское. Насчёт украинского, считаю, там на самом деле имеет место неонацизм и необоснованная (была до нынешнего времени) русофобия - за фактами далеко ходить не надо, достаточно посмотреть, кто у них провозглашён национальными героями. Но это не повод вторгаться в Украину, массово убивать всех подряд (кто по определению составляет основу регулярной армии государства, писал выше), бомбить мирные города. Ничего не знаю про политическую деятельность Зеленского - не интересовался политикой вообще последние годы, соответственно не знаю, что он такого сделал или мог сделать, чтобы это спровоцировало столь серьёзные последствия и шаги со стороны российских властей. До этого у меня почему-то все эти годы было убеждение, что российское правительство достаточно адекватно по умолчанию, а на немногочисленные резонансные неадекватные явления в политической или общественной ещё мирной жизни, так или иначе доходившие до меня, склонен был не обращать внимание - выражал только своё недоумение и несогласие в бытовых разговорах и благополучно забывал. Теперь же происходит слом этого убеждения, вспоминается то, на что не обращал внимание раньше, в новом свете; заявления людей, которых считал достаточно приличными и неглупыми, поражают своей неадекватностью, агрессивностью и цинизмом; а официальная пропаганда вообще производит впечатление стёба над разумом. Не знаю, что произошло - объективный мир не был таким, как мне казался раньше; объективная реальность сама по каким-то причинам изменилась; либо с моей психикой что-то произошло и я стал воспринимать всё иначе. Но сейчас я вижу основательную логику и аргументацию не в официальной пропаганде и действиях российских властей, а только в обвинениях в их адрес. Несколько раз за эти месяцы попадались фрагменты по телевизору (который мало смотрю), где добровольцы или теперь мобилизованные уходят убивать (или быть убитыми) таких же как они вчерашних мирных граждан, но с украинским паспортом, неизменно "Родину защищать"... А разве на неё кто-нибудь нападал? А если напали, зачем тогда ехать воевать в чужую страну? Насчёт вероятных угроз для России и такой "дальновидности" в их предотвращении ценой массового кровопролития... по-моему, это 100%-й неадекват с любой точки зрения (логики, светской морали, религиозной, в общем по-любому). И это вовсе не шизофрения, как любят поминать её оппозиционеры всех мастей и калибров, - среди великих людей: мыслителей, учёных, полководцев и писателей за всю историю человечества была масса шизофреников - эта патология мозга слишком вариабельна в своих проявлениях и часто никак не затрагивает ни интеллектуальную функцию, ни восприятие реальности в плане добра и зла: что допустимо, а что нет. Называть шизоидами тех, кто начал войну в Украине - расписываться в своём недалёком умишке и примитивном стереотипном мышлении. Здесь очевидно что-то другое - какой-то адский расчёт и специфические цели единиц, принимавших решение. Возможно, цели утопические, что позволяет действовать за рамками добра и зла ("цель - оправдывает средства"), возможно и без психических отклонений здесь не обошлось (но всё относительно и условно), при массе дураков-исполнителей (коих в России недостатка не было никогда) и просто откровенных мерзавцев (то же самое). Как уже писал, большим злом считаю и трепачей пропагандистов в телевизоре - они то, конечно, в телестудиях готовы "Родину защищать" до последней капли слюны (очевидно не без успеха - удаётся засрать мозги многим), потом без проблем восстанавливая своё слюноотделение в ресторанах или элитных буфетах телецентров, а те кого они "воодушевили" идти на войну - потом захлёбываются в собственной и чужой крови.

Отдельно скажу об официальной позиции РПЦ и её нынешнего главы - патриарха Кирилла (Гундяева), соответствующей генеральной линии государственной пропаганды. Хоть я и не верующий, но эта позиция, у меня, как у того героя рассказа Чехова:

"... оскорбляет тот небольшой кусочек религиозного чувства, который оставался ещё в груди и тихо теплился наряду с другими нянюшкиными сказками"

На этом, пожалуй, fini для моих рассуждений, что бы ни было дальше. В голове какой-то ад творится, при том что там и раньше никогда не было всё благополучно, сейчас же вообще всё перевернулось. Во избежание личного преждевременного апокалипсиса постараюсь больше не думать об этом по крайней мере до тех пор, пока это меня напрямую не коснётся, вдарив по башке.

P.S. Одинаково сочувствую и обычным украинцам (не имею в виду изначально милитаризованных откровенных неонацистов), которые вынуждены защищаться с оружием в руках в своей стране; и русским, которых послали убивать и умирать в соседнюю страну; и жителям Донбасса, которых Россия лишили права на самоопределение и обрекла на 8 лет унижений и обстрелов со стороны Украины, а теперь присоединила к себе как милость, ещё и использовав в качестве одного из обоснований вторжения в Украину; и тем украинцам, которые вынуждены были бежать с "освобождённых" Россией территорий Украины; и тем украинцам, кто приветствовал российские войска как освободителей (надеюсь, у них всё будет хорошо в новой реальности, в чём не уверен, как и в будущем самой России); и вообще всем беженцам от войны. Ненавижу только политиков и пропагандистов, напрямую или косвенно способствовавших и способствующих происходящему, - они истинные преступники и монстры.

Дополнено 06.11.2022

То, что пишу это дополнение, означает только одно - что ни глобального, ни личного апокалипсиса пока не случилось. Не знаю, зачем опять пишу, как и по-прежнему не знаю, чего добивалось российское правительство, развязывая войну, но из "достижений" на данный момент очевидны десятки тысяч убитых и сотни тысяч пострадавших так или иначе. Не то чтобы меня сильно волновали судьбы мира и чужие жизни - меня даже своя никогда особо не волновала и не считал её такой уж ценностью и благом - в этом я однозначно сошёлся с российским правительством. Оно очевидно так же мало ценит чужие людские жизни, как я свою. Казалось бы идеальный гражданин для нынешних правителей, но увы, вдобавок к пренебрежительному отношению к жизни, я обременён мозгом. Тяжёлая ноша при данных обстоятельствах.

Как сторонний (пока) наблюдатель, неизбежно вынужден сталкиваться с высерами пропаганды, и волей-неволей возникает явное ощущение - нам всем кранты, когда натыкаюсь на то или иное заявление и "объяснение" войны самыми высокопоставленными российскими чиновниками. Когда у власти дебилы и сумасшедшие, к тому же агрессивные - убившие уже немерено людей, это абсолютный тупик.

Из менее очевидных "достижений" российского правительства могу отметить то, что, по крайней мере для меня, пришло ощущение холодной гражданской войны в России. Невольно стал делить соотечественников по признаку их отношения к происходящему. Обыватели с засранными пропагандой мозгами, пропагандисты всех уровней и мастей, добровольцы идущие на войну - в моём восприятии такие же враги, как последние 8 лет милитаризованные неонацисты в Украине. Хотя российские власти, своими преступными действиями, сделали всё, чтобы нивелировать преступления украинских неонацистов. А сейчас российские пропагандисты и обыватели "ужасаются" обстрелам приграничных российских районов со стороны ВСУ - чего ужасаться, между двумя странами идёт война, и не Украина её начала. И вообще неизвестно, чем всё это закончится.

В своём восприятии происходящего, российских мобилизованных и профессиональных военных касаться не буду - здесь всё сложнее для меня. Не считаю себя в праве ни осуждать, ни одобрять их действия. Они выполняют приказ, долг, в общем, не совсем добровольно, и у каждого своё понимание долга, чести и достоинства.

Conclusio

23/11/22. Трансформация моего сознания, в фоновом режиме происходившая в течение нескольких месяцев, завершилась. Пришло чёткое понимание, что собой представляла и представляет ельцинско-путинская Россия, и чего я раньше не замечал. Начавшись как личинка на трупе СССР, Новая Россия питалась им, потом окуклилась и в феврале этого года явила всем взрослое большое, плотоядное и ядовитое насекомое. Виду этого не вижу для себя возможным ассоциировать себя с новым фашистским государством и той частью населения, которая его приемлет – зомбифашистами. С учётом и того, что официальная пропаганда очевидно не содержит в себе логики, мысли и вообще разума, хотя бы намёка на общечеловеческие ценности. В основном муссируется геополитика, причем, на мой взгляд, часто совершенно кривая и тупая – с позиций святости, величия и имперских амбиций Новой России при антагонистичности всему Западу, и ещё преступления украинских военных. Последнее очевидно рассчитано на дебилов, т.е. допускающих, что на войне преступления может совершать только одна сторона, и «вишенка на торте» – речь о преступлениях защищающейся стороны, а напавшая сторона (в т.ч. чвк, добровольцы и прочее дерьмо) согласно генеральной линии пропаганды несёт не смерть и преступления, а святость. Из этого же для дебилов следует, что при ударах по украинским городам и бомбы наполнены исключительно святым духом и не причиняют никакого вреда и беспокойства той части мирного населения, которая не заражена «сатанизмом». А мобилизованных посылают не убивать и умирать, а для участия в военно-спортивной игре. Это не мой стёб – похоже, именно такое восприятие происходящего у обывателей-зомбифашистов, как я могу судить (не столько по тому, что сам смотрю пропаганду – не могу физически и психически её выносить, сколько по вынужденному общению с теми, кто её с удовольствием смотрит). Также слышал, как пожилая зомбифашистка пересказывала другой, услышанное по телевизору в контексте преступлений украинских военных: «... у нас есть такие бомбы, что только одной достаточно, чтобы стереть с лица земли весь Киев – мы же этого не делаем». Т.е. они ставят в заслугу себе и Путину то, что он не уничтожает пока мирных украинцев миллионами. По всей видимости, в их восприятии украинские города – Содомы и Гоморры, а Путин – Господь Бог. Возможно, он и сам себя таковым считает. Другими словами, те, кто с удовольствием потребляет эту пропаганду, слушая сытых мразей из телевизора (они то, очевидно, не тупые, а просто осознанно и последовательно – мрази), автоматически исключают себя из вида Человек Разумный в моём восприятии. Видимо, путинские «духовные скрепы» – придуманная политтехнологами смесь мистицизма с величием и победами Советского Союза и якобы величием и победами всей российской истории, настолько «скрепили» мозг большинства обывателей, что в нём прекратились все физиологические процессы и наступила смерть мозга. Подожду, чем всё это закончится. При том, что закончиться это может сильно по-разному как для меня лично, так и для всего мира в целом, однозначно пришёл к осознанию, что если Путин и его правительство как-то выкрутятся – не будет публичного осуждения культа личности Путина и преступлений этого утилизатора людей и микрогитлера, не будет полной смены политических элит в России – с уголовным преследованием напрямую ответственных за развязывание и разжигание войны, я сделаю своей первостепенной целью навсегда покинуть Россию. Любые пертурбации, связанные со сменой режима, вплоть до развала государства (первый раз что-ли) – переживу в самой России, но не переживу оставаться в стабильном фашистском государстве. Для меня очевидно, что денацификация Украины обернулась фашизацией России, и на самом деле деукраинизацией Украины – уничтожением мирной инфраструктуры, убийством всех подряд украинцев (выше писал о регулярной армии легитимного государства), захватом территорий – это ли не фашизм. Особенно это чудовищно в контексте происходившего 8 лет назад – когда только и можно было решить проблему, не становясь фашистами, – вместе с украинцами, а не вместо украинцев и против украинцев, как сейчас. Уже писал об этом выше, и всё больше утверждаюсь во мнении, почему же Путин «кинул» тогда ополченцев Донбасса – они были недостаточно пророссийскими и слишком серьёзной военной силой, а ему такое было не нужно. Поэтому их «замариновали», ликвидировали наиболее авторитетных полевых командиров (сами или позволили украинским спецслужбам), а сейчас начали свою игру. Только в этой игре теперь нет и намёка на ту правду и подобие исторической справедливости, которые были тогда. Удивляюсь тем, кто не видят разницу между той историей и этой, оперируя теми же старыми тезисами и установками либо на словах, либо становясь добровольцами с памятью о той ситуации. Здесь всё по Станиславу Лецу:

«Был верным знаменосцем. Держа древко, не позволял себя отвлечь ничем – даже заменой флага»

Если бы не было разницы, то сейчас, после 8 лет замороженного конфликта, «спецоперация» была бы невозможна. В контексте тех событий теперь допустимо было бы только политически отстаивать Донбасс. Так и не понял, почему туда не пустили миротворцев ООН (именно Российское правительство блокировало многократно инициативы ООН), чтобы прекратить обстрелы со стороны ВСУ и нацистских вооружённых формирований. Но ладно, тогда, признав независимость республик, войти на территорию и организовать оборону по линии разграничения. Да, это малоперспективно и малоэффективно в военном плане, но по-любому лучше чем то, что устроили сейчас. Военная ошибка Путина (уже очевидная всем – почти год мясорубки практически без движения) мне видится и в том, что он судил по себе – думая, что запад «поиграется» и «кинет» Украину, как сделал это он сам с Донбассом 8 лет назад. Пока не кидает, как будет дальше – увидим. В принципе, массовая утилизация русских и украинцев выгодна и западу, и спятившему Путину (просто потому, что он очевидно спятил).

Естественно, на войне военные преступления совершают обе стороны, и здесь имеет смысл только смотреть, кто начал войну. Не знаю, чем всё обернётся в военном плане, но соревнование за звание «фашистская страна года» Украина уже проиграла, стараниями российских пропагандистов и высшего руководства страны, которое осуществляет «спецоперацию» в Украине. Нынешняя фашизация России через пропаганду = бандеризация / фашизация Украины через героизацию нацистских приспешников, которая, безусловно, велась все эти годы в Украине. Был же я удивлён, когда все маски оказались сорваны и стала очевидна для меня суть каждого. Раньше бы и не подумал, что 90% российских политиков, политологов / ведущих политических ток-шоу (некоторых считал приличными людьми) – откровенные мерзавцы и фашисты. А сколько среди обывателей оказалось безмозглых зомбифашистов, принимающих откровенно тупую и манипуляционную пропаганду за чистую монету, как бы это поточнее сказать... принимающих обезьяний хуй за божественный жезл.

Злой рок преследует Россию. Когда требовались перемены в существовавшей в реальности настоящей империи - СССР (не то что нынешней - существующей только в безумных головах пропагандистов), у власти оказался дурак и болтун - Горбачёв, что привело к её распаду. Окончательный развал и разграбление кучкой мерзавцев обеспечил пьяный дурак - Ельцин, он же по пьяни начал кровавые чеченские войны. Казалось, Путин был "спасением", укрепив и стабилизировав нежизнеспособный ельцинский политический и социально-экономический строй, обеспечив существование России как государства на протяжении более 20 лет, но вот беда - под конец жизни спятил (более 20 лет безграничной власти - любой спятит). Что будет дальше...

Дополнено в мае 2023-го

Не собирался дополнять - всё, что думаю, сказал выше, но случай уж больно неприятный произошёл со мной. Узнал от пожилой соседки зомбифашистки, что я - злобная крыса (потому что не приемлю войну, при этом оставаясь в России), а также предатель родины, бандеровец, и покойного отца позорю (последнее меня больше всего задело - чуть не заплакал), и вообще просто выродок. А она - патриотка, христианка и образчик добродетели, потому что: (1) в её мировоззрении война в Украине - во благо; (2) она молится каждодневно о скорейшем уничтожении неонацистов (моё примечание: это ВСУ в её понимании) и окончании таким образом войны; (3) российские ЧВК-овцы уголовники и такие же добровольцы - защитники родины и априори не способны на военные преступления, ввиду их патриотизма и высоких моральных качеств; (4) захваченные украинские территории - на самом деле наши территории; (5) все в ВСУ - поголовно неонацисты непрерывно совершающие военные преступления против мирных жителей (чёт я запутался, кто на кого напал, кто с кем и где воюет...); (6) бомбить мирную инфраструктуру украинских городов - можно и нужно (посмотрел бы я на неё, как она "запела", если не оторвало голову взрывной волной и осколками, конечно, если бы нашу ТЭЦ рядом с домом разбомбили, не говоря уже про обесточивание больниц, детских садов и проч.); (7) Путин - ставленник Бога на земле, спаситель мира от зла. А вообще, во всём виноват запад - обитель зла на земле. Это ей круглосуточно вдалбливают по ТВ. А моя точка зрения - это я слушаю и повторяю западную пропаганду (Господи, где бы её взять, хоть чуть-чуть западной пропаганды, для разнообразия...), и ставлю себя выше экспертов-историков, которых она слушает по ТВ (моё пояснение: сытую пропагандистскую мразь, такую же, как в гитлеровской Германии по радио вещала об исторической справедливости для немецкого народа, жизненных пространствах и необходимости уничтожать евреев и славян). И таких как она (моё пояснение: обработанных донельзя пропагандой, идеально ложащейся на их подсознательные или сознательные русско-фашистские убеждения) - "нас легион". Сказала, даже не поняв, что так обычно говорят про тёмные силы. Не понимаю, как в теле 70-летней женщины может быть незрелый мозг не очень умного злобного ребёнка, для которого всё чёрное и белое по его желанию и хотению, и нет способности к логическому анализу и подняться над субъективным и комфортным. С ужасом понимаю, что таких как она, возможно, действительно большинство в России.

Опять к месту или не к месту - уже более чем достаточно привёл цитат выше, померещилось применимое к ситуации, а точнее - "справедливости" нападения на Украину и некоторым "добродетельным", у Ницше, которого сейчас читаю:

Другие гордятся своей горстью справедливости и во имя её совершают преступление против всего - так что мир тонет в их несправедливости.

Ах, как дурно звучит слово "добродетель" в их устах! И когда они говорят: "Мы правы вместе", всегда это звучит как: "Мы правы в мести!"

(...)

...есть и такие, что сидят в своём болоте и так говорят из тростника: "Добродетель - это значит сидеть смирно в болоте. Мы никого не кусаем и избегаем тех, кто хочет укусить; и во всём мы держимся мнения, навязанного нам".

...есть и такие, что любят жесты и думают: добродетель - это род жестов. Их колени всегда преклоняются, а их руки восхваляют добродетель, но сердце их ничего не знает о ней.

Что мне делать со всем этим и чем для меня закончится всё это... При том что "адской" назвать свою ситуацию язык не поворачивается, конечно, - в настоящем аду те, кто так или иначе оказался в зоне боевых действий, совершенно неожиданно для себя (вышеупомянутое моё многолетнее заблуждение относительно адекватности правительства, более того - подозревал его в импотентности, когда во время гражданской войны в Украине 9 лет назад они не стали идти до конца в поддержке и защите Донбасса, позволив укорениться неофашизму в Украине) оказался в параллельной шизофренической реальности - фашистской стране в окружении врагов (представляю теперь, какие ощущения были у Штирлица...). Возможно, все это объективно ирреально и только в моей голове, и вообще я сплю или брежу.

N.B. Случайный читатель! Если тебя не касается напрямую эта тема, не бери в голову всё вышенаписанное! Всё это записки сумасшедшего - в течение нескольких месяцев записывал свои мысли на самом деле "для себя", чтобы окончательно и необратимо не сойти с ума.

И ещё - о "мятеже" Пригожина и ЧВК "Вагнер"

Продолжаю испытывать устойчивое отвращение и потихоньку сходить с ума, с чем себя и поздравляю, однако надеюсь, что псевдомятеж Пригожина, хоть и был "пшиком" с малопонятными целями, всё же стал началом отсчёта для конца нынешних политических, экономических и военных элит в России. В данном дополнении хочу лишь отметить, что владелец (или совладелец) ЧВК "Вагнер" Пригожин - безусловно мразь и преступник, как и все прочие, в своём обращении (если обращение Путина перед началом СВО я только прочитал - текстовую версию на сайте кремля - будучи совершенно не в состоянии смотреть на него и слушать, то этого я всё же посмотрел и послушал на ютубе) подтвердил абсолютно все мои логические выкладки, так или иначе изложенные выше. В современной России иметь мозг - это наказание. Быть неспособным воспринимать блевотную, насквозь лживую и манипулятивную пропаганду, чтобы потом услышать правду, которую ты всегда знал (что вся пропаганда - ложь, что не было никаких объективных оснований для полномасштабного военного вторжения в Украину, а были специфические цели элит, что даже после его начала с Зеленским ещё можно было договориться, но эту возможность проигнорировали в пользу массовой бойни и утилизации русских и украинцев, и т.д. и т.п.), от кровавого клоуна, которого использовали для грязных дел, а потом "кинули", на что он обиделся и вывалил во всеуслышание почти всю правду. Забавно только, что в его словах Путина как бы и нет - типа всё решило и осуществило преступное военное руководство и олигархи, вот кто настоящие ублюдки. Ну тогда и Гитлер тоже не виноват был - это всё верхушка вермахта, политическая и экономическая элита Германии тогда провернула, а Гитлер - белый и пушистый, лучший друг евреев и славян, хотел только чтобы всем было хорошо. В общем, очередной бред, показуха, возможно инсценировка, с какими-то специфическими целями единиц, которые это спланировали от начала до конца. Когда же всё это закончится...

-------------------------------------------

Ещё немного моих больных фантазий на тему происходящего, в попытке если не примириться, то хотя бы абстрагироваться до тех пор, пока оно напрямую меня не коснётся и не убьёт (уже почти этого хочу - пусть хоть так это невыносимое положение и ощущение происходящего закончится для меня).

О фашизме. Каждый считает другого фашистами: украинцы - русских, русские - украинцев (последнее вдалбливает и российская пропаганда). Парадокс в том, что для всего есть основания. В отношении украинцев - очевидно, героизация фашистских преступников, отрицание всего русского и советского, в т.ч. своего прошлого, репрессии своего же русскоговорящего населения. В отношении русских - так же очевидно, военная агрессия, уничтожение украинцев, которые хотят быть украинцами, а не русскими (что, кстати, полностью соотносится с политикой фашистской Германии в отношении евреев - "евреи, которые хотят быть евреями, подлежат уничтожению, жить имеют право только те, кто отрекается от себя в пользу блага и процветания немецкого народа").

О шизе. Шиза присутствует в политических элитах и украинских, и российских. Украинцы в составе СССР имели свою УССР и получали только пользу от метрополии, что не имело аналогов в мировой истории, в т.ч. истории самой Украины, поэтому их заигрывание с немецким фашизмом в период его существования, и тем более в современном мире, ничем не оправдано, однозначно и без вариантов порочно. Тем более когда современная Россия просто хочет уничтожить украинцев как самостоятельную нацию в современном мире (который не равен миру 20-го века, не может быть равен, и никогда не будет равен), сделав снова Малороссией - как при российских царях. Украинские же националисты во всю гавкают на СССР - логики нет. Теперь в отношении российских элит - всё то же самое - шиза во всей красе. С одной стороны величие царей российских и всей людоедской истории России по отношению в т.ч. к своему народу, и с другой стороны величие Сталина и советского периода тоже со всеми его грехами, в то время как это совершенно антагонистично и совокупиться, слиться в единое целое может только в рамках русского фашизма, в больных мозгах Путина и пропагандистов его идей.

Ещё - Окно Овертона. Из россиян делают людоедов, жизнерадостно ежедневно в сводках сообщая, сколько военнослужащих ВСУ уничтожено, - как будто речь об агрессорах немецко-фашистских захватчиках во время Великой Отечественной войны, хотя в современной войне у кого какая роль... Также вдалбливается, что за деньги идти убивать и умирать в Украину сейчас - так же почётно и равнозначно, как было идти добровольцем на фронт во время Великой Отечественной войны. Манипуляция, шиза и деньги правят миром. Тот случай, когда настоящие шизофреники, как я, - против.

-----------------------------------------

Начало осени 2023

Ещё пришла в мою малообразованную голову такая мысль о великих утилизаторах людей, к которым Путин изо всех сил пытается примазаться. Наполеон был носителем передовых демократических идей своего времени. Гитлер - носителем античеловеческих идей нацизма. А Путин - является носителем шизофренических идей денацификации и демилитаризации Украины. Это когда с украинским нацизмом воюет русский фашизм - с националистическими украинскими батальонами воюют русские если не ЧВК, так добровольческие откровенно неонацистские формирования типа "Русич" и т.п. При этом в массе своей гибнут не они, конечно, - их не так много с обеих сторон, а попавшие под этот шизофренический угар политиков и разборки нацистов разных мастей, профессиональные военные и военнообязанные с обеих сторон, мирные жители Украины на территориях боёв, в т.ч. становясь жертвами военных преступлений, обстрелов и бомбёжек. Насколько же надо быть дебилами или мерзавцами, чтобы поддерживать СВО - "Наши ребята на передовой", "Дай Господь", "Родину защищать" - никогда этого не пойму. По сути русские убивают русских, как сказал и Пригожин. На потеху Западу и дебилам обывателям в России, для всех них война - компьютерная игра, понарошку. Какая-то инфантильная неспособность осознавать, что война - это сотни трупов каждый день и бесчеловечные военные преступления с обеих сторон, и Господь здесь ни при чём, а в данном случае и защита Родины. В отношении молодого поколения отсутствие должного восприятия происходящего можно объяснить именно компьютерными играми и дебилизацией через гаджеты, но откуда среди старшего поколения оказалось столько дебилов, способных с удовольствием усваивать фашистскую и шизофреническую пропаганду на ТВ? Обыкновенный маразм? Мне реально страшно. Это как если шизофреник в психбольнице, сидящий в смирительной рубашке запертым в палате, вдруг осознаёт, что сумасшедший не он, а санитары и врачи больницы...

В качестве чёрного юмора. Интересно, что стало с Пригожиным. Путин по простому и наверняка шандарахнул таки его и всю верхушку "Вагнера", или всё же Пригожин не дурак и сумел инсценировать свою гибель - сейчас где-нибудь в Африке живёт на роскошной вилле, охотится на слонов и пользует гарем темнокожих наложниц.

-------------------------------------------

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.

Гельвеций

04.10.2023 Последнее дополнение (как и все прежние - "для себя", это почти никто и не читает, судя по статистике), ставлю окончательную точку в своих размышлениях. Кратко, в трёх пунктах, резюмирую своё мнение и отношение к происходящему. Откуда я могу его иметь, если сразу сказал, что давно не интересуюсь политикой? И почему официальная пропаганда буквально сразу (в 2022-м) вызвала у меня инстинктивное отвращение и неприятие? Это вопросы к самому себе, которые я задавал всё время, пока писал и дописывал вышеизложенное. Полагаю (надеюсь), дело именно в некоторых принципах - логика, представление о добре и зле (точнее даже - выборе из двух зол) в их архетипической сущности, которые позволили мне обойтись весьма ограниченным набором достоверных фактов и не принять пропаганду.

Пусть мне доступна лишь относительная истина. Эта относительная истина должна быть моим маяком.

«Нет», сказанное с глубокой убежденностью, лучше, чем «Да», сказанное только для того, чтобы обрадовать или, хуже того, чтобы избежать проблем.

Ганди

1. Я ПОДДЕРЖИВАЮ БЕСКРОВНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ КРЫМА В СОСТАВ РОССИИ на фоне госпереворота и гражданской войны в Украине - это и исторически справедливо, и геополитически / стратегически не могло быть иначе. Не понимать это мог только пьяный Ельцин в своё время (нет сомнений, что он "накатил" для храбрости, когда ехал подписывать все эти договорённости по делёжке Советского Союза, как и остальные будущие президенты независимых государств едва не делали в штаны в Беловежской пуще, сами не веря, что этот могучий колосс - СССР, в котором они выросли, мёртв и не воскреснет - как мифологический Голем, существовавший благодаря сверхчеловеческой идее и силе, но управляемый обычными людьми, и когда выродился советский народ и определяющая его идея, всё оказалось просто глиной и песком). (В рамках безумной российской пропаганды сейчас, слышал и такое, что Путин нападением на Украину пытается воссоздать Советский Союз... хотя рассчитан такой "заход", очевидно, на совсем умственно отсталых или выживших из ума, тем не менее раз это озвучивалось с центральных каналов на ТВ, скажу, что насилие над Украиной в рамках "воссоздания СССР" - это как вместо искусственного дыхания бить кувалдой по голове.)

2. ПОДДЕРЖИВАЛ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ 2014-го В УКРАИНЕ - любую помощь ополченцам Донбасса, по другому и быть не могло, а могло и должно было быть в гораздо большем масштабе и с официальным статусом военной помощи, по моему мнению, и чего не было (как я предполагал тогда - во избежание ещё большего кровопролития и 3-й мировой войны, однако ошибался, как теперь очевидно - всё это изначально какая-то адская игра). Был в недоумении, когда конфликт был искусственно заморожен Россией, чем была оказана беспрецедентная помощь и поддержка уже антироссийским и частично неонацистским силам, они же были официально признаны легитимной властью в Украине (где логика?). Не понимал, как можно было так подставлять людей в Украине, поверивших России. Возможно даже из-за этого и престал следить за политикой вообще.

3. Я КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ ПОДДЕРЖИВАЮ ВОЕННОЕ ВТОРЖЕНИЕ В УКРАИНУ В 2022-м, захват украинских территорий и уничтожение всех украинцев, которые не хотят быть русскими и жить в "русском мире". Одно дело - период гражданской войны в Украине, и другое - полномасштабное военное вторжение в страну с легитимным правительством (которому Россия же и помогла стать таковым), где уже большинство украинцев в гробу видело "русский мир" по Путину. Это обыкновенный фашизм, нацизм, и правительство, которое на это пошло - преступное правительство. Все причастные к этому - поголовно международные преступники. Таких преступников хватает и в правительствах других стран, с похожим составом преступлений, что никак не может быть оправданием, конечно ("сам дурак" - оправдание только дураков). Официальная пропаганда - стёб над разумом и логикой, может заморочить только совсем безмозглых, впрочем, её неэффективность очевидна пропагандистам - иначе давно была бы объявлена всеобщая мобилизация, а раз её нет, значит, они прекрасно это понимают и идут другим путём - покупают пушечное мясо, "поллимона" сразу в зубы за подписание контракта с МО (задолбала эта реклама отовсюду), а на одной их брехне из телевизора воевать дураков нет или совсем мало.

Причастен ли к путинскому фашизму российский народ? Безусловно, как и немецкий - к гитлеровскому фашизму. Масштабы разные, конечно, но суть одна. И это удручает - принадлежность к нации, поддержавшей и согласившейся со спятившими преступниками. В силу личных причин российская действительность вызывала у меня только скорбь и депрессию все последние годы, теперь - ещё и отвращение.

-----------------------------------------

О выборах 2024

Или "Оставь надежду, всяк сюда входящий". Не следил за выборами, т.к. не за чем там следить, но надежда в глубине души была на низкую явку - единственный возможный способ протеста, и подтверждение тем самым, что я живу не совсем в зомбилэнде. Надежда не оправдалась.

Пусть все фашисты: и украинские, которые там есть, всегда были и будут (но точно это не все украинцы, которых сейчас утилизируют массово под соусом "СВО", как и русских, готовых идти убивать по команде или за деньги), и русские фашисты-фанаты "СВО" идут к чёрту.

В то же время. Мёртвые срама не имут. В придорожных канавах и массовых захоронениях на территории СВО. Срам на тех живых, кто это устроил и поддерживает в комфортабельных кабинетах и телестудиях, а также на обывателях, одобряющих и голосующих за это. И по десятому кругу повторю: военное вторжение в соседнее государство с легитимным правительством, полномасштабные боевые действия против регулярной армии этого государства, бомбёжка инфраструктуры мирных городов (с неизбежными жертвами среди населения - только абсолютно непроходимые дебилы или мерзавцы могут это отрицать), минирование территорий при отступлениях - всё это преступления, фашизм, терроризм, и другого не дано.

Автор: Добрый Аллигатор