Одно время я писал отзывы о спортивном питании на специализированном сайте отзывов (ссылка на мой профиль там, в разделе "о блоге"), но теперь новое на эту тему буду публиковать здесь. Чтобы наполнить блог размещу и кое-что старое из уже опубликованного на сайте отзывов.
Этот блог будет в более традиционном формате, чем мой первый и основной (ссылка на него под ярлыками справа) – свежие публикации вверху главной страницы, а сгруппировать их все по темам, можно кликнув на соответствующий ярлык. Несколько статей разместил в горизонтальном меню.
В этом блоге буду писать под псевдонимом, который изначально взял для отзывов (Добрый Аллигатор).

Последняя публикация старого формата. «Мавр сделал своё дело, мавр может уходить». Мой последний апгрейд зимой 2020, программа тренировок, лайфхаки в тренировках хардгейнеров

спортпит и я

Подведу здесь кое-какие итоги – для себя, приведу ещё один пример реальной программы тренировок хардгейнера, лайфхаки – для читателей. Это последняя публикация в старом формате.

Мой старый формат, в рамках которого я в основном и писал в своих блогах, – это большие и содержательные статьи, заметки, обзоры-отзывы. Очень много вложил времени и сил во всё это.


«Мавр сделал своё дело, мавр может уйти»

В этом году, по большей части, дописывал/доопубликовывал задуманное ещё в прошлом, теперь решив писать реже (как давно пишу в основном блоге – в лучшем случае пара публикаций в год) или по-другому – больше для себя, коротко записывая свои впечатления и опыт с той или иной добавкой, а не расписывая детальные обзоры-разборы и тем более научно-популярные статьи.

В определённый период жизни мне было нужно и интересно делиться с миром накопленными знаниями и опытом, а теперь устал и потерял интерес – тратить время и силы на то, что не приносит мне никакой выгоды и пользы. Тем более посещаемость блогов оставляет желать лучшего – не очень-то поделишься с миром. Когда статья, каких мало в принципе, хоть и в индексе, но при этом не обнаруживается в поисковых выдачах по релевантным запросам, невольно думаешь, что значит миру оно не особо и надо (одни статьи читают более-менее, а другие лежат почти мёртвым грузом – зачем писал?).
Понимаю, что это звучит наивно – я никак не продвигал себя, поэтому всё так как есть, но я не продвигал себя, так как не искал никаких выгод и ничего не продавал. Замкнутый круг, как и многое другое в моей жизни.

Поэтому подвожу черту под тем периодом, когда воображал, что занимаюсь общественно полезной деятельностью – безвозмездно делясь своими небанальными знаниями и опытом, которые, по большому счёту, оказались никому не нужны без коммерческого продвижения. Заинтересованные читатели могли найти их по большей части случайно, но всё-же находили – за несколько лет я получил несколько десятков писем каждое из которых (!) начиналось со слов благодарности за то, что я делаю, поэтому ни о чём не жалею, конечно, всё было не зря. Задуманное – сделано, пришло время остановиться.


Что бы я ни решил, это не освобождает всех, кто читал и ещё прочитает мои статьи, заметки и обзоры в обоих блогах, если они были/будут полезны, от необходимости благодарить меня за труды. Получили добро – в данном случае компетентную полезную информацию, будьте добры вернуть добром. Тем более, вряд ли кто-то и где-то ещё предложит сделать это таким необычным и полезным для кармы способом – не упустите возможность (предложение ограничено:)).


Последний апгрейд

(Итоги моей попытки вернуть себе привычный в недалёком прошлом вес тела, и размышления обо всём этом больше для себя – попытка осмыслить ситуацию, кому не интересно можно пропустить, после будет реальная для хардгейнеров программа тренировок и полезные практические советы.)

Ещё несколько лет назад я мог есть обычной еды в полтора раза больше чем сейчас и дополнительно заливать в себя немаленькие порции тех же гейнеров. Соответственно и мог набирать под 85 кг без стероидов, а в среднем поддерживать стабильный вес тела в районе 80 кг или даже чуть за 80. Так было.

На конец осени 2019-го мой вес тела составлял 75 кг (фрагмент моей тренировки тогда, в частности жим стоя, есть в этой заметке). Это следствие, в первую очередь, послаблений в питании – хоть я стабильно, последние годы, ем 5 раз в сутки, в приёмах пищи выделяю три характеристики их:
  • перекусить (в т. ч. выпить протеиновый коктейль или съесть небольшую по объёму порцию обычной пищи) – что уместно для всех 5 приёмов пищи при похудении;
  • поесть (в т. ч. выпить стандартную порцию гейнера на молоке или съесть полноценный по объёму и составу приём пищи) – то, что мне надо делать всегда, чтобы не опускаться ниже 80 кг веса тела;
  • пожрать (в т. ч. выпить большую порцию гейнера на молоке или сожрать полноценный по составу приём пищи, но больший по объёму, чем для «нормальных» людей) – то, что в большинстве случаев и надо делать хардгейнеру, чтобы набирать вес и силу.
Так и норовя, последнее время, не поесть, не говоря уж про пожрать, а перекусить, в т. ч. вместо порции гейнера выпить просто порцию протеина на молоке, я и «скатываюсь» к 70-75 кг веса тела. Такие дела.

Также за последние годы появились новые проблемы со здоровьем (при том что я никогда и не был здоров), дополнительно не способствующие не только набору, но даже просто поддержанию неестественной для моей конституции массы и силы тела (об искусственных изменениях в телосложении и их сохранении в этой заметке).

Да и возраст – не молодею, одно дело было в 30-35 лет, и совсем другое, когда уже 40, а за плечами 20 лет тяжёлых тренировок, которые не имеют никакого отношения к ЗОЖ и укреплению здоровья (по-моему, тех кто пропагандирует серьёзные тренировки с тяжестями «для здоровья», надо на кострах сжигать).

Мои надежды и иллюзии, что я «сяду» наконец на стероиды, буду постоянно курсить и выглядеть как порядочный качок (хотя-бы 90 кг веса при моём росте и жим под 150), тоже улетучились – пришло осознание, что просто не потяну. Стероиды, точнее их использование в рамках здравого смысла и логики, это увеличение массы тела, силовых показателей, и, соответственно, необходимой для этого калорийности питания (писал в т. ч. в этой заметке). Но есть больше я уже не смогу, более того, не смогу даже столько, сколько раньше ел (в т. ч. и спортпит) набирая вес без стероидов. А увеличение силовых показателей (даже если бы мог обеспечивать нужную калорийность питания)... учитывая исходно слабую конституцию тела, и натуральные то мои рабочие веса, на моём уровне тренированности, еле-еле выдерживают поражённые варикозом нижние конечности, раздолбанные неестественными (для исходно слабого организма) нагрузками позвоночник и суставы, а также последнее время появились подозрения на паховую или бедренную грыжу.

За зиму смог набрать, точнее вернуть, 5 кг, соответственно подняв силовые показатели, а дальше всё встало мёртво, что естественно – хочешь дальше, ешь ещё больше, спи ещё больше, и сплошной позитив в голове – у хардгейнеров, без стероидов, сила и масса набирается только так, а без этого не набирается.
Я не смог обеспечить нужную калорийность питания (даже со всем спортпитом), чтобы двигаться дальше, и не менее важные на массанаборе сон и психическое состояние я псих вообще. Конкретные цифры кбжу не говорю, дабы никого не смущать и не вводить в заблуждение – это всё очень индивидуально.

На конец массанабора, в начале весны 2020-го, вес тела ровно 80 кг если постричься будет 79. Последнее время у меня «американские горки» – от 80-ти до 70-ти и обратно. Надо уже брать себя в руки и стараться постоянно держать вес хотя-бы около 80-ти, что архисложно в моих новых реалиях.

На заглавном фото я на «пампе» – чтобы не позорить гору своего спортпита:))), а антропометрия в «холодном» состоянии:
бедро – около 60 см;
талия на выдохе – 78 см;
грудная клетка на вдохе – что-то в районе 110-112 см (это как вдохнуть и как измерительная лента ляжет);
бицепс – 38 см (я его не качаю, а если бы качал может был бы обхват руки 40 см).

Вид в абсолютно «холодном» состоянии, с утра с бодуна, при этом весе и антропометрии:

На фото в компрессионных гольфах, которые надеваются с утра и на весь день – кому надо могут почитать о моём опыте с варикозом в формате отзыва на венотоник на сайте отзывов, а также ещё писал о варикозе и тренировках в дзене.
Да, моя холодная тушка не представляет собой ничего особенного даже не в худшем виде, а именно при весе 80 кг. Кто-то с другой конституцией тела и лишним весом, просто похудеет на диете и аэробных нагрузках и будет выглядеть почти также, или просто с нормальным от природы телосложением будет иметь подобный вес и вид.
Мне же пришлось стать в три раза сильнее от исходного – на фото, при всей кажущейся просто «нормальности» и «среднести» телосложения в холодном состоянии, «на мне» 20 кг мышечной массы совершенно несвойственной такой конституции тела (чтобы было понятно – при росте 183 см, запястье у меня 17 см) (своего рода юмористический вариант подведения итогов моих 20 лет тренировок, получился в этой статье, которую опубликовал на канале в дзене).

Как бы там ни было в плане внешнего вида (мои 80 кг на лёгком «пампе» есть в разделе о блоге), а в основном я, конечно, ориентируюсь на железобетонные цифры килограммов на весах и рабочего веса на штанге, в оценке своего прогресса или регресса (за крутыми фотками – не ко мне).

Достигнутые рабочие силовые при весе тела 80 кг (результат в первом рабочем подходе):
наклонный жим лёжа (головой вверх) – 80 кг / 12;
тяга в наклоне гантели одной рукой – 45 кг / 10;
протяжка к подбородку (до уровня груди) – 50 кг / 12;
приседания – 100 кг / 15 (без «отдых-пауз» и в очень строгом стиле).

При том, что я всю зиму делал наклонный жим лёжа (моя программа тренировок дальше), весну пришлось начать с облегчённой тренировки (см. ниже лайфхаки), и решил не снижая рабочий вес, сделать горизонтальный жим лёжа с ним (по сути с весом своего тела). 20 раз сделал как «отче наш», что радует – не регрессирую в силе, когда я в приличной форме (аналогичный жим и вес тела, есть на видео примерно 10-ти летней давности, в заметке об уровнях тренированности основного блога).

Хотя справедливости ради надо сказать, раньше я не злоупотреблял креатином так как сейчас – «и в хвост, и в гриву» именно для сохранения силовых показателей на фоне того, что не молодею и не здоровею (вообще-то, с учётом состояния здоровья, креатин не так уж безопасен для меня сейчас, но, как уже упомянул выше – я псих).

Почему я так «откатил» в приседе – в рамках этой программы у меня был акцент на идеальную технику во всех выполняемых упражнениях (с наклонным жимом и тягой гантели всё понятно, а протяжку даже делал стоя на коленях, для максимальной строгости движения). В приседаниях, помимо выполнения их строго в параллель бедра с полом, я ещё делал их в чётко сбалансированном стиле, а не тазодоминантном (а в чётко коленодоминантном давно не позволяют колени).
Да и у меня ещё варикоз…. В лучшие времена у меня был лучший результат 125 кг / 15 (это без стероидов, а про результат «на курсе», когда свой вес был под 90 кг, я вообще молчу), но это было давно и неправда.

Как бы там ни было, а сохранение набранной мышечной массы = сохранение достигнутого уровня рабочих весов. А это упирается, опять же, в питание – от него зависят как килограммы на штанге, так и на весах. (Проговариваю банальные истины, если кто-то всё же читает этот раздел и этот кто-то новичок в силовых тренировках.)


Программа тренировок

Принципы тренировок хардгейнеров не могут меняться, все их я изложил в этом (ярлык «Разное») и основном блоге. А от своей фирменной программы я немного отошёл в этот раз, просто для разнообразия и в пользу более простых технически, да и физически более «лёгких» упражнений в выполняемом комплексе:

Вторник

Жим штанги лёжа под углом 30* (головой вверх) – 2 / 10-12
Тяга в наклоне гантели одной рукой к поясу – 2 / 10-12
Протяжка штанги до уровня груди – 2 / 10-12

Пятница

Жим штанги лёжа под углом 30* (головой вверх) – 2 / 10-12
Тяга в наклоне гантели одной рукой к поясу – 2 / 10-12
Протяжка штанги до уровня груди – 2 / 10-12
Приседания со штангой на плечах – 1 / 12-15

Частоту тренировок немного изменил тоже, по сравнению с той, что практиковал последнее время, – увеличив до 2-х раз в неделю (ниже будут лайфхаки, как не перетренировываться), понадеявшись, что серьёзность подхода (в плане соблюдения режима питания, сна и отдыха) к этому последнему массанабору позволит мне восстанавливаться лучше и быстрее.

Нагрузку я выбрал щадящую, как видно – всего пару рабочих подходов по 10-12 повторений (естественно, после двух разминочных подходов) в упражнении, что не суть – суть в прогрессе рабочих весов (в том же наклонном жиме я начал с 70 кг на 10 повторений, спрогрессировав до 80 / 12 к концу массанабора).

Жим стоя/сидя опять не делал, обнаружив, что в наклонном жиме лёжа, который очень давно не делал, у меня трицепс работает больше, чем в горизонтальном (наверное, из-за хвата чуть уже – в горизонтальном жиме он у меня порядка 85 см, при моих длинных руках, а в наклонном мне оказалось удобнее в районе 75 см), и тогда достаточно одного наклонного жима для полноценного охвата всего комплекса синергистов – грудь, передние дельты и трицепсы (если это непонятно, см. в т. ч. эту заметку) (о моих пертурбациях в вопросе жимов стоя/сидя и возможности замены их вертикальной протяжкой, что я и сделал в этот раз, в этой заметке).

В приседаниях делал всего 1 рабочий подход из 12-15 повторений, 1 раз в неделю. Можно делать 12 до отказа и «добивать» до 15 «отдых-паузой», постепенно доведя до 15-ти повторений без отдых-пауз, после чего увеличивать вес и т. д. снова. Хардгейнеру не новичку, без стероидов, с рабочим весом штанги в районе центнера, самое то, чтобы был прогресс (а для поддержания результата можно и реже – 1 раз в 10 дней).
Если кто-то на таком же уровне рабочих весов делает больше подходов и чаще, это либо «химик», либо от природы не астеник-эктоморф, т. е. не дрищ-хардгейнер, и ему просто неведомы и недоступны пониманию реалии настоящих дрищей.
Всё что нужно в приседаниях на уровне тренированности выше среднего (т. е. когда рабочий вес уже больше веса своего тела), это 1 подход из 15-20 повторений (или 2-3 подхода по 6-8 повторений, не суть) до отказа, раз в неделю, не чаще. Нужно ещё понимать, что помимо этого ключевого подхода (подходов), фактический объём нагрузки в приседаниях в два-три раза больше – надо же ещё «подобраться» к рабочему весу, на что у меня лично уходит аж 5 разминочных подходов с постепенным повышением веса (но с меньшим числом повторений, конечно, чтобы не устать), иначе нервная система та ещё стерва и колени могут сказать «фи», и всё закончится не начавшись.

Упражнение на пресс, само собой, в конце каждой тренировки – стоит ли говорить об этом. Я чаще всего делаю поднос прямых ног к перекладине в висе или коленей к груди в висе, на максимальное кол-во раз (так как это максимальное кол-во раз у меня большое, то мне достаточно 1 подхода).


Лайфхаки в тренировках хардгейнеров

О том, что такое тренировки 2 раза в неделю для хардгейнеров. Некоторые считают, что для успеха нужно во что бы то ни стало не пропускать тренировки и строго следовать тренировочной программе. Если говорить о любительских тренировках хардгейнеров, без АС – мощных восстановителей, и особенно если есть проблемы со сном и питанием, это не совсем и не всегда верно.
Пропускать действительно не стоит, а вот смещать, заменять, и перестраивать – может быть просто необходимо. Не делать этого по необходимости – значит переть против физиологии, что обречено на провал.

Например, если интенсивная тренировка была вечером во вторник, после неё ночной сон был всего 4-5 часов, потом напряжённые дни и ночной сон по 6 часов – о каком восстановлении к тренировке в пятницу может идти речь? Скорее всего не будет ни сил, ни энергии. А значит идти на тренировку не по йоге или аэробике, в таком состоянии, бесперспективно как минимум, а как максимум контрпродуктивно. Не то что о прогрессе не будет речи (а рост массы без стероидов возможен только через прогресс в силе), скорее всего не получится даже повторить рабочие результаты прошлой тренировки. А если такое будет повторяться регулярно – неизбежны перетренированность и регресс в силе и массе.

Есть несколько решений в этом случае:

1) Сместить тренировку на один день, перед ней постаравшись ночью «отоспать» хотя-бы 7 часов (соответственно, если, например, тренировки были во вторник и пятницу, то после такого разового смещения станут в среду и субботу, или, если в последующие два дня после смещённой тренировки удастся высыпаться, питаться и восстановиться ко вторнику, можно остаться в старом режиме).

2) Вместо обычной силовой тренировки в качалке, если позволяет погода, выйти во двор и сделать по паре подходов на турнике и брусьях, на свежем воздухе (разумеется, речь о не менее 10-12 подтягиваниях на перекладине и 20-25 отжиманиях на брусьях, в первом подходе, а с меньшими результатами надо и заниматься только на турнике и брусьях, а в качалке ещё рано). Я после этого делаю ещё пару «подходов» через две ступеньки на 10-й этаж (при отсутствии лестницы, можно заменить короткой пробежкой в быстром темпе) – вообще получается абсолютно полноценная функциональная тренировка на все мышцы, но не такая тяжёлая, чтобы после неё требовалось такое же восстановление как после обычной в качалке. В итоге даю время организму полностью восстановиться до следующей нормальной тренировки (но, конечно, следующая тренировка должна быть именно нормальной – тогда это поможет прогрессу, за счёт лучшего восстановления, а 2-3 облегчённые тренировки подряд приведут скорее, в итоге, к некоторому регрессу на обычной силовой тренировке, что естественно и закономерно).
Из этой же оперы, можно провести обычную тренировку, выполнив обычный комплекс упражнений, но с меньшей по объёму и интенсивности нагрузкой – меньше подходов, меньше рабочие веса, больше повторений. На примере моей вышеизложенной программы, вместо 2-х рабочих подходов по 10-12 повторений, сделать 1 из 20-25 во всех упражнениях с соответственно меньшими весами.

3) Перестроить тренировку – например, в вышеприведённом комплексе у меня приседания в конце тренировки – мне так удобно. Но если предстоит тренировка с приседаниями (а они у меня только 1 раз в неделю), а я чувствую, что сил у меня немного, т. е. не так всё плохо, чтобы использовать предыдущие решения, но на всю тренировку сил может не хватить, а в конце приседания – ключевое упражнение на массанаборе, разумно будет переставить приседания на второе место в комплексе. Чтобы сделать с полной отдачей жим лёжа и присед. А остальные упражнения можно сделать в облегчённом режиме, или вообще заменить тягу гантели в наклоне подходом подтягиваний без доп. груза, просто на макс. кол-во повторений, а протяжку сделать с меньшим весом чем обычно или вообще не делать (ничего страшного не произойдёт, если иногда делать не все упражнения комплекса, главное сделать ключевые – присед и жим).

Всё это из моего опыта, но на самом деле это никакие не лайфхаки, а просто знание и понимание физиологии тренировок без стероидов.

На этом fini, остаюсь пожизненно приверженцем силовых тренировок и здравого смысла в них (что я пропагандировал всё это время в своих блогах), Добрый Аллигатор aka Dr. Podval'nyj Kachok.


                                    *****************************

Для тех кто случайно читает эту статью как первую в моих блогах, особенно для новичков в тренировках, повторю и подчеркну, что уже не раз писал в других статьях и заметках. Приведённый выше комплекс всего из нескольких базовых многосуставных упражнений задействует 100% всех мышц тела, определяющих его атлетический вид, все их части и «пучки», и обеспечивает их пропорциональный рост при условии прогрессии нагрузок в выполняемых упражнениях. Теоретическое и практическое обоснование этого есть в моих блогах – читайте.

Ещё, у многих новичков наверняка всё это вызовет непонимание – как вообще тренироваться всего 2 раза в неделю, делая на тренировке всего 3-4 упражнения в 2-3х рабочих подходах каждое, если ты фанат накачки. Что касается хардгейнеров, здесь без вариантов – либо так и прогрессировать в силе и массе, либо оставаться дрищом. Фанатизм не поможет увеличить силу и массу мышц, если он вступает в конфликт с физиологией – победит всегда физиология.

Отсюда совет, куда направить свой фанатизм между тренировками – на изучение физиологических и анатомических основ. Причём делать это лучше не по бб и фитнес сайтам – там полно некомпетентности и/или псевдозауми (которой часто и маскируется некомпетентность). Базовые академические источники в виде учебников и ресурсов в интернете по направлениям биология, анатомия, биохимия и т. д., ресурсы для студентов профильных и медицинских вузов – только они помогут создать прочную основу знаний, позволяющую не навредить себе (или, по крайней мере, осознавать все риски силовых тренировок), знать и понимать все ответы на настоящие и будущие вопросы в тренировках и питании.
Также, первичные представления и определения, для начала и ориентации в море чисто научной информации (которую нужно ещё уметь применить для практических целей, понимания нюансов и смыслов тренировок), основы из области анатомии, физиологии роста мышц, биохимии мышечных сокращений и т. п. есть в следующих моих статьях:

Анатомия в картинках

Тренировочный эффект

Энергетика мышечной деятельности

Вегетативная нейрогуморальная регуляция

А также практика всего этого здесь, и многих других статьях и заметках, читайте. Также, квинтэссенция практики и теоретических основ, – в моей книге. Самое лучшее, куда можно направить фанатизм в накачке – «учиться, учиться и ещё раз учиться», как завещал нам В.И. Ленин.

Что касается техники выполнения упражнений вышеприведённого комплекса, а также других базовых упражнений, со всей биомеханикой и анатомией, и даже с видеороликами, – всё это есть в основном блоге, читайте, изучайте, поминайте меня добрым словом и делом. Прямые ссылки на статьи об упражнениях этого комплекса:

Жим лёжа под углом

Тяги в наклоне

Протяжка к подбородку (сейчас она у меня до уровня груди, о чём дописал в конце статьи)

Приседания (в этом блоге тоже есть статья о приседаниях, но в основном блоге более подробная)

Упражнения на пресс


N.B. Если среди читателей будут женщины, рекомендую ознакомиться с особенностями женских тренировок.


P.S. 

Чуть не забыл повторить напоследок, своё любимое. А именно: тренировки с тяжестями для достижения видимых результатов – силы и массы/объёмов мышц, не имеют никакого отношения к ЗОЖ, укреплению здоровья, поддержанию здоровья, а напрямую разрушают его. Особенно у людей от природы не предрасположенных к тяжёлым физическим нагрузкам. Если начинать серьёзно тренироваться с тяжестями, нужно чётко осознавать зачем вам это и осознавать все риски.

А также неопытных может смутить гора моего спортпита на заглавном фото. Опытный же сразу увидит, что львиная доля запечатлённого там – просто еда (мои конкретные обзоры-отзывы на всё это, в этом блоге), а не что-то иное.
И можно просто достаточно есть обычной еды, сбалансировано по белкам, жирам и углеводам, обеспечив нужные значения кбжу обычными продуктами питания. Можно даже сказать, что это предпочтительнее. Особенно на начальном этапе набора силы и массы столько спортпита точно не нужно.
Я же вынужден потреблять столько суррогатов из-за слабого пищеварения, но даже у меня протеины/гейнеры обеспечивают не более половины всех кбжу нужных мне в сутки, а остальное – обычна еда: крупы, хлеб, макароны, овощи, фрукты, мясо/птица, рыба, яйца, молочка.
Что не еда на фото – об этом и многом другом можно почитать в справочнике по спортпиту, а также конкретные отзывы-обзоры здесь же. Но что касается креатина, не помню писал ли я где-нибудь об этом, начинать его использовать не отзанимавшись серьёзно и регулярно хотя-бы полгода-год – большая и ничем не обоснованная глупость, на мой взгляд.

Ну теперь окончательно всё. Сделал всё, что мог, для распространения правильных знаний и здравого смысла в любительских тренировках с тяжестями и всём, что с ними связано.