Одно время я писал отзывы о спортивном питании на специализированном сайте отзывов (ссылка на мой профиль там, в разделе "о блоге"), но теперь новое на эту тему буду публиковать здесь. Чтобы наполнить блог размещу и кое-что старое из уже опубликованного на сайте отзывов.
Этот блог будет в более традиционном формате, чем мой первый и основной (ссылка на него под ярлыками справа) – свежие публикации вверху главной страницы, а сгруппировать их все по темам, можно кликнув на соответствующий ярлык. Несколько статей разместил в горизонтальном меню.
В этом блоге буду писать под псевдонимом, который изначально взял для отзывов (Добрый Аллигатор).

Художественный фильм Книга Илая. Небанальный боевик со смыслом. Религия – опиум для народа?


Моя оценка: 5 из 5

Пожалуй, это нетипичный боевик – его сюжет заставляет задуматься о серьёзных вещах (обычно, наоборот – боевики предназначены для отдыха мозга:)). Это полноценный боевик – здесь есть всё: и драки, и перестрелки, и погони. Но главное, здесь поднимается хоть и простая, и не новая, но серьёзная проблема роли религии в жизни общества, её роли в формировании личности человека.

Илай – главный герой фильма, идущий через пустыню постапокалиптического мира. Апокалипсиса не библейского, а вполне себе человеческого, техногенного и реального (возможно, вследствие ядерной войны или чего-то типа того – глобальной мировой катастрофы). Большинство достижений цивилизации утрачено, немногие выжившие люди вернулись к почти первобытному состоянию. Выживает сильнейший, распространён каннибализм. Илай бережно несёт с собой книгу – один из немногих сохранившихся экземпляров Библии…

Мир после апокалипсиса

Мир после апокалипсиса

Этот фильм о том, что религия – инструмент, и может быть использована как во благо, так и во зло. Как топор – можно с его помощью построить дом, а можно отрубить голову. Так и религия – может воодушевить и возвысить человека именно как человека, личность, наполнив его сердце доблестью и добродетелью, а может, в руках неверующего циника и злодея, стать оружием порабощения и угнетения, способом возвыситься за счёт устрашения и подчинения других людей.

Главный герой

Главный злодей

В отличие от большинства боевиков, здесь запоминаются не мясорубки (которых тоже хватает), а детали сцен, диалоги и монологи (по крайней мере, мне запомнилось именно это). Показательна сцена, где мэр города (в исполнении Гэри Олдмена), полноправный владыка созданного им мирка на руинах цивилизации, сидит и читает автобиографию Бенито Муссолини, и потом его диалоги с главным героем (в исполнении Дензела Вашингтона), и монологи на протяжении фильма. Вот несколько (не дословно – смысл):
– Кто ты такой?
– Никто.
– Сомневаюсь. Вот те, которых ты убил в моём баре – они были никто, но ты нет… Я никого не встречал, кто бы так владел собой, не знаю, где ты этому научился, но мне бы это чертовски пригодилось….
-----------------------------------------------------
-----------------------------------------------------
– Слушай, мне нужна эта книга… Точнее, мне нужна эта книга и ты, но если придётся выбирать, я убью тебя и заберу книгу.
– Зачем она тебе?
– Я вырос с ней, и знаю её силу, а раз ты читаешь её, то и ты знаешь. Я выжил благодаря вере, и этот город построил тоже… Да, мне приходилось делать ужасные вещи, но мне не пришлось бы, будь у меня эта книга. Ты представь, как изменился бы этот мир, каким праведным стал, будь у нас нужные слова… А в книге они есть – люди осознали бы, зачем они здесь и что им делать, и им не нужны стали бы жалкие оправдания. Нехорошо прятать эту книгу от людей, нужно делиться, нести её в люди, ты этого хочешь?
– Всем сердцем и душой. Я всегда верил, что найду место, где этой книге будут рады, где она нужна… Пока я его не нашёл.
----------------------------------------------------
----------------------------------------------------
– Это не просто долбаная книга! Это оружие! Нацеленное в сердца и умы слабых и отчаявшихся, она даст нам власть над ними! Если мы хотим править больше чем одним сраным городишкой, нам нужно её добыть. Все будут приходить ко мне и делать всё, что я прикажу, если слова будут из этой книги! Так уже было, и вновь будет…

Конец фильма, однако, меня слегка озадачивает, отчасти разрушает очарование от философского смысла фильма – зачем-то «подпустили» откровенной мистики. А последние кадры вызывают улыбку – главная героиня (в исполнении Милы Кунис) с тесаком отправляется делать салат из плохих парней:).

Эээ… десерт

Куда ей, с такой тоненькой шейкой, против плохих парней…

Хотел было снизить оценку за всё это, но подумал – а чего я ожидал, в голливудском боевике? Суть и содержание есть – и на том спасибо. И хотя, как уже сказал, мне не понравился мистический эпизод в развязке, по-моему притянутый за уши, тем не менее понравился общий смысл концовки – вновь обретённая Библия не стала, как по волшебству, главной движущей силой возрождения цивилизации, а лишь заняла своё достойное место на книжной полке среди других знаковых произведений мировой культуры.

Подводя итог смысловой нагрузке фильма: религия, безусловно, делает мир людей лучше, чем он был бы без неё, но и не более того (никакая религия/идеология не способна сделать общество людей идеальным, так как сами люди далеко не идеальны в силу своей животной природы), а может использоваться людьми же, и с не благими намерениями – для подчинения и устрашения других людей. Всё это уже было не раз в истории человечества и едва ли когда-нибудь будет что-то другое, так что никаких откровений фильм не содержит, не претендует, но от этого не становится менее интересным, особенно всё это в формате боевика.

Да и поднятая в фильме проблема роли религии в жизни людей слишком сложная и многоуровневая – все однозначное и определённое по этому поводу отлично показано в фильме, а дальше…
Приходит на ум, что как бы ни была хороша религия/идеология она в принципе не способна сделать мир людей идеальным, по причине животного начала в самом человеке, идущего вразрез со всем идеальным. И если отдельно взятый человек может, приложив усилия, если это его осознанный выбор, стать почти идеальным с помощью религии/идеологии, то это совершенно невозможно для всего человечества в целом. Чтобы сделать общество людей идеальным, религия/идеология должна стать тоталитарной и репрессивной, тем самым сама перестав быть идеальной – как это было с идеей коммунизма, например, иначе она, идеальная, будет раздавлена и уничтожена неидеальными людьми – вспомним, что люди сделали с Иисусом Христом…. Неравенство, отсутствие справедливости, обилие жестокости и всякого рода зла (некоторые называют это либеральной демократией, капитализмом:)) – совершенно естественное и единственно возможное стабильное состояние человеческого общества, причём всегда – как в условиях расцвета цивилизации, так и её краха.

Игра актёров, конечно же, впечатляет и не вызывает никаких сомнений – имена актеров, играющих главные роли, не нуждаются в представлении и каком-либо анонсировании их таланта. Все сцены и декорации мне тоже понравились – качественно и реалистично.

Автор: Добрый Аллигатор